Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
Сегодня вместе с вами совершим прогулку по выставке Музея Транспорта Москвы «Ты выглядишь на все 100!» в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ.
Фото: Музей Транспорта Москвы
Тема нашей прогулки и основной лейтмотив выставки — транспортный дизайн в России за последние 100 лет. Кажется, он был всегда. Даже за границами взятых нами временных рамок.
Кузовные мастерские Петра Ильина или братьев Крыловых еще до революции создавали на автомобильных шасси заграничных марок первые русские «кароссери» — так на французский манер тогда именовали автомобильные кузова. В Российской империи производили паровозы, пассажирские вагоны, самые большие на тот момент в мире аэропланы «Русский витязь» и «Илья Муромец». Все эта техника была сделана не без изящества.
Но Революция и Гражданская война едва не стерли весь накопленный опыт по созданию техники. Так что СССР пришлось учиться практически с нуля проектировать технику не только функциональную, но и красивую.Кое-где еще оставались мастера прошлого — тот же Петр Петрович Ильин не эмигрировал, а продолжал трудиться в Советской России. Причем на своей бывшей фабрике, где он превратился в технического директора, возглавив в 1928 году освоение производства первой отечественной малолитражки НАМИ-1.
Реплика автомобиля «ЗИС-Спорт», который был выпущен в 1939 году в единственном экземпляре. Фото: Музей Транспорта Москвы
Но это был исключительный случай. Школу отечественных конструкторов и технических художников приходилось собирать заново. Происходило это не без участия ВХУТЕМАСа — Высших художественно-технических мастерских. Здесь появились первые специалисты, которых потом будут называть «дизайнерами».
Путь отечественного дизайна начался с копирования, заимствования, а затем и переосмысления опыта зарубежных конструкторов. Передовые советские специалисты придумывали и предлагали оригинальные идеи в сфере транспорта: скользящие по воде лодки-глиссеры инженеров Штарка и Карпова, тепловозы Гаккеля и Ломоносова, шаропоезд Яромольчука, аэродинамические машины Никитина и Агитова.
1930-е годы — эпоха кардинальных преобразований. Активно развивается тяжелая промышленность, строятся сотни заводов. В стране начинают не единично, а серийно производить автомобили, мотоциклы, трактора, трамваи, корабли. После того, как серийное производство было налажено, конструкторы обратили отдельное внимание на качество и внешний вид транспортных средств. Уже к 1937 году на улицах Москвы, Ленинграда и прочих крупных городов появились солидные «Эмки», ГАЗ М-1, вместо простых и утилитарных ГАЗ-А и ГАЗ-АА.
Символом послевоенного автодизайна стал знаменитый автомобиль ГАЗ М-20 «Победа» — первый флагман советского автопрома, который не был модификацией западных аналогов. Фото: Музей Транспорта Москвы
А еще 1930-е — эпоха лозунга «Быстрее, выше, сильнее». На черноморских каботажных линиях начал работу катамаран-глиссер Владимира Гартвига, в небо поднялся самолет-гигант «Максим Горький», а на городских маршрутах автобусы типа «ЗИС-8 Стандарт» заменили ЗИС-16.
Самый же быстрый автомобиль довоенного СССР — спортивный родстер «ЗИС-Спорт», созданный по инициативе группы инженеров. Машина разгонялась до 162 км/ч, что было официально зафиксировано.
Послевоенные годы — время накопления опыта, зарубежных технологий, материальных благ. Впервые советскому человеку рекомендуется иметь собственный транспорт: «Москвич», «Победу» или мотоцикл. Так, личные средства передвижения входят в повседневную жизнь советских людей.
В этот период для транспорта становится актуальной темой эргономика. Например, в 1945 году Юрий Соловьев создал проект комфортабельного плацкартного вагона. Он придумал полки, которые можно поднять вместе с бельем, складные лестницы и откидные столики в вагонах — один из первых примеров трансформации интерьера транспортного пространства.
Вагоны и прочие транспортные средства, которые раньше изготавливались из деревянных планок, теперь изготавливают из металла. Довоенные автобусы, троллейбусы и трамваи постепенно меняют на модели унифицированного семейства: автобус ЗИС-154, троллейбус и трамвай МТБ и МТВ-82.
ВНИИТЭ-Макси — микровэн на узлах «Запорожца». Сейчас он находится в разукомплектованном состоянии, но другого такого автомобиля не найти сейчас больше нигде. Фото: Музей Транспорта Москвы
1950-е — золотое время индустриального дизайна. Как на на Западе, так и в СССР.
В стране появляется запрос на красивые вещи и изящную технику. При конструкторских бюро набирают талантливых ребят, которые начинают рисовать все, от мотоциклов до городского транспорта. Апогей расцвета отечественного дизайна — создание в 1962 году ВНИИТЭ — Всесоюзного научно-исследовательской института технической эстетики. Теперь он определяет форму и цвет советской техники в соответствии с мировыми тенденциями. Но ВНИИТЭ за историю своего существования еще и построил три легковых автомобиля под своей маркой: ВНИИТЭ-ПТ, ИЖ-ВНИИТЭ и ВНИИТЭ-Макси, который можно увидеть на выставке.
«Иж-Планета-Спорт» — один из лучших мотоциклов СССР. Фото: Музей Транспорта МосквыС 1970-х годов началась эпоха застоя, но в 1977 году появилась пленившая весь автомобильный мир «Нива» ВАЗ-2121, а тульские мотооружейники к 1986 году подготовили уже мотоцикл-вездеход. В период перестройки в Минске в полном соответствии с тезисом об «ускорении» подготовили свою «Перестройку» — перспективный магистральный грузовик МАЗ-2000 модульной конструкции.
Отечественная дизайнерская школа пережила много кризисов, взлетов и падений. Последние десять лет мы наблюдаем настоящий ренессанс русского промышленного и транспортного дизайна. «Аурус», «Веста», «Иволга» — это только отдельные и наиболее яркие примеры успеха отечественных конструкторов и дизайнеров. Хотите знать больше? Тогда приглашаем на нашу выставку «Ты выглядишь на все 100!».
Модель микроавтобуса «Старт», которую выпускали с 1963 по 1970 года. Он уникален тем, что кузов модели изготовлен из стеклопластика — на тот момент экспериментального материала в автомобилестроении СССР. Фото: Музей Транспорта Москвы
Нам по пути!