Один из двух пассажирских речных вокзалов Москвы. Совсем скоро он, как и его «старший брат» Северный речной вокзал, сможет принимать гостей и станет новой точкой притяжения. С его открытием завершится формирование речной навигации: суда будут отправляться сразу из двух точек. Что тут появится?
смотровая площадка
зал ожидания и отдыха
зона отдыха на крыше
сувенирные магазины
Музей Транспорта Москвы
ресторан и кафе
Рост пароходного и речного движения по Москве-реке начался только в XX веке, в конце 30-х годов. Начало этому положило строительство канала Москва-Волга (ныне — Канал им. Москвы), который соединил столицу с главной рекой России. Именно появление канала стало опорной точкой возведения речных вокзалов — сначала Северного, потом Южного.
Началось планирование размещения Южного речного вокзала, которое впоследствии было утверждено в Генплане Москвы 1935 года
Построено первое здание Южного речного вокзала по проекту архитектора Романа Хигера.
Оно находилось неподалёку от Варшавского шоссе у Даниловского моста. Здание стояло на возвышении и было практически полностью деревянным
Здание вокзала на Варшавском шоссе (Даниловская набережная) разобрали из-за реконструкции района.
Вокзал временно организовали на дебаркадере, который разместили ниже по течению реки — у Нагатинской набережной.
У Южного речного вокзала появилось постоянное здание.
Архитектором нового сооружения был Юрий Коган, который выбрал для постройки концепцию позднего советского модернизма.
Деградация городского транспорта затронула и речные регулярные перевозки — они полностью прекратились. В упадок пришла и вся речная инфраструктура Северный и Южный речные вокзалы перестали работать по прямому назначению.
Более 20 лет Южный речной вокзал не работал по прямому назначению
Здание Южного речного вокзала ветшало, а внутри были ярмарка детских игрушек и автомобильный рынок.
По поручению мэра Москвы С.С. Собянина началась масштабная реконструкция Южного речного вокзала с полным обновлением транспортной инфраструктуры.
Южный речной вокзал снова является частью транспортной инфраструктуры Москвы. Теперь здесь всё сделано для москвичей.
Тема цвета была основной при создании концепции первого здания Южного речного вокзала (арх. Роман Хигер). Главной «изюминкой» здания был ультрамариновый купол ресторана с рельефом светлооранжевых колец — звезд. По задумке, это была имитация южной ночи.
Современное здание Южного речного вокзала, спроектированное в 1985 году Юрием Коганом, по форме напоминает палубу корабля. Изначально вокзал был рассчитан на 250 человек, в нем было кафе на 75 мест, почта, междугородний телефон, небольшая гостиница и даже комната матери и ребенка.
Пять женских скульптур на фасаде Южного речного вокзала символизируют пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское. Оригинальные фигуры были сделаны из монолитного бетона длиной 3,5 метра и весом около 3,5 тонн каждая. Их отреставрируют и вернут на фасад.
Метро рядом с Южным речным вокзалом собирались открыть еще с 1985 года, однако оно появилось только 30 лет спустя — в 2015-м. Это была станция Технопарк. До этого москвичи добирались до вокзала со станции «Коломенская».
В годы Великой Отечественной войны Южный речной вокзал и причалы Южного речного порта стали центрами эвакуации и снабжения столицы по водным путям: здесь на баржи грузили музейные ценности и оборудование заводов, эвакуировали жителей и принимали сотни судов с дровами для снабжения города топливом.
Узнайте больше об инфраструктуре Южного речного вокзала
и прилегающих территорий из карты.
К Южному речному вокзалу организованы удобные подъезды разных видов транспорта
для парковки автомобилей
для стоянки такси
специальная остановка
для туристических автобусов
новая остановка НГПТ
около входа в здание ЮРВ
для велосипедов и самокатов
удобная посадка
и высадка пассажиров
в круизные теплоходы
и электросуда
набережная для прогулок
пешком и на велосипеде
наземный пешеходный
переход через Проектируемый
проезд №4062 к входу в парк
«Остров мечты»
4 этаж
3 этаж
2 этаж
1 этаж музей
1 этаж
Скоро с Южного речного вокзала можно будет вновь отправиться в круизы по 30 городам России, вот наиболее крупные из них — Нижний Новгород, Углич, Ярославль, Мышкин, Кострома, Плес, Рязань, Коломна, Тверь, Казань.
Помимо речных круизов с Южного речного вокзала будут отправляться новые электрические суда. Внутри будут USB-зарядки, Wi-Fi, площадки с местами для самокатов и велосипедов.
Первые суда начнут ходить в тестовом формате с открытием речной навигации в 2023 году на маршруте «Парк „Фили“ — Киевский». Позже, осенью, заработает второй регулярный маршрут «Автозаводский мост — Печатники».
Электросуда будут отправляться со специальных причалов в форме круглых шайб. Такие причалы будут принимать несколько судов сразу, а сами электросуда смогут подзаряжаться прямо во время остановок.
речное электросудно
береговые зарядные станции
плавучий причал
пункта отстоя флота с возможностью подзарядки
Электрические речные суда будут курсировать по Москве по двум маршрутам,
один из которых включает в себя остановку на Южном речном вокзале.
1 Парк «Фили» — Киевский
2 Автозаводский мост — Печатники
Планируемое количество перевезенных
пассажиров круизного флота в навигацию 2023
Планируемое количество рейсов круизного флота в навигацию 2023:
На территории площадью 240 м² будет расположена выставка «Москва-река пассажирская», посвященная речному городскому транспорту. В пяти частях будут представлены ключевые события в истории освоения рек
Часть I. 1775 - 1917
О начале развития судоходства по Москве-реке
Часть II. 1917 - 1941
Формирование культуры речных перевозок и первые «речные трамваи»
Часть III. 1941 - 1945
Южный речной вокзал и порт - центр эвакуации и снабжения Москвы
Часть IV. 1945 - 2006
Знаменитые отечественные разработки - речная «Ракета» Ростислава Алексеева
Часть V. 2023 - будущее
Про то, каким мы видим столичный речной транспорт сегодня и каким он может стать в будущем
Посетители увидят масштабные модели судов, уникальные фотографии, чертежи и видеохронику из государственных и частных архивов.
Выставка будет работать в течение года.