В Москве открылся

ЮЖНЫЙ РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ

Южный речной вокзал

Один из двух пассажирских речных вокзалов Москвы. Совсем скоро он, как и его «старший брат» Северный речной вокзал, сможет принимать гостей и станет новой точкой притяжения. С его открытием завершится формирование речной навигации: суда будут отправляться сразу из двух точек. Что тут появится?

смотровая площадка

зал ожидания и отдыха

зона отдыха на крыше

сувенирные магазины

Музей Транспорта Москвы

ресторан и кафе

История речной
навигации Москвы

Рост пароходного и речного движения по Москве-реке начался только в XX веке, в конце 30-х годов. Начало этому положило строительство канала Москва-Волга (ныне — Канал им. Москвы), который соединил столицу с главной рекой России. Именно появление канала стало опорной точкой возведения речных вокзалов — сначала Северного, потом Южного.

Об истории Южного речного вокзала

1932

Началось планирование размещения Южного речного вокзала, которое впоследствии было утверждено в Генплане Москвы 1935 года

1937

Построено первое здание Южного речного вокзала по проекту архитектора Романа Хигера.

Оно находилось неподалёку от Варшавского шоссе у Даниловского моста. Здание стояло на возвышении и было практически полностью деревянным

1972

Здание вокзала на Варшавском шоссе (Даниловская набережная) разобрали из-за реконструкции района.

Вокзал временно организовали на дебаркадере, который разместили ниже по течению реки — у Нагатинской набережной.

1985

У Южного речного вокзала появилось постоянное здание.

Архитектором нового сооружения был Юрий Коган, который выбрал для постройки концепцию позднего советского модернизма.

1990-е

Деградация городского транспорта затронула и речные регулярные перевозки — они полностью прекратились. В упадок пришла и вся речная инфраструктура Северный и Южный речные вокзалы перестали работать по прямому назначению.

Более 20 лет Южный речной вокзал не работал по прямому назначению

2000-е

Здание Южного речного вокзала ветшало, а внутри были ярмарка детских игрушек и автомобильный рынок.

2021

По поручению мэра Москвы С.С. Собянина началась масштабная реконструкция Южного речного вокзала с полным обновлением транспортной инфраструктуры.

2023

Южный речной вокзал снова является частью транспортной инфраструктуры Москвы. Теперь здесь всё сделано для москвичей.

А вы знали, что…

Тема цвета была основной при создании концепции первого здания Южного речного вокзала (арх. Роман Хигер). Главной «изюминкой» здания был ультрамариновый купол ресторана с рельефом светлооранжевых колец — звезд. По задумке, это была имитация южной ночи.

Современное здание Южного речного вокзала, спроектированное в 1985 году Юрием Коганом, по форме напоминает палубу корабля. Изначально вокзал был рассчитан на 250 человек, в нем было кафе на 75 мест, почта, междугородний телефон, небольшая гостиница и даже комната матери и ребенка.

Пять женских скульптур на фасаде Южного речного вокзала символизируют пять морей, с которыми связана столица, — Черное, Каспийское, Азовское, Белое и Балтийское. Оригинальные фигуры были сделаны из монолитного бетона длиной 3,5 метра и весом около 3,5 тонн каждая. Их отреставрируют и вернут на фасад.

Метро рядом с Южным речным вокзалом собирались открыть еще с 1985 года, однако оно появилось только 30 лет спустя — в 2015-м. Это была станция Технопарк. До этого москвичи добирались до вокзала со станции «Коломенская».

В годы Великой Отечественной войны Южный речной вокзал и причалы Южного речного порта стали центрами эвакуации и снабжения столицы по водным путям: здесь на баржи грузили музейные ценности и оборудование заводов, эвакуировали жителей и принимали сотни судов с дровами для снабжения города топливом.

Не вокзалом единым

Узнайте больше об инфраструктуре Южного речного вокзала
и прилегающих территорий из карты.

Южный речной вокзал сможет принять
более 300 тысяч посетителей за сезон

Набережная для комфортного отдыха

Транспорт на Южном речном вокзале

К Южному речному вокзалу организованы удобные подъезды разных видов транспорта

78 м/м

для парковки автомобилей

7 м/м

для стоянки такси

специальная остановка
для туристических автобусов

новая остановка НГПТ
около входа в здание ЮРВ

3 парковки

для велосипедов и самокатов

удобная посадка
и высадка пассажиров
в круизные теплоходы
и электросуда

набережная для прогулок
пешком и на велосипеде

наземный пешеходный
переход через Проектируемый
проезд №4062 к входу в парк
«Остров мечты»

Инфраструктура здания

4 этаж

3 этаж

2 этаж

1 этаж музей

1 этаж

У реки свой путь

Скоро с Южного речного вокзала можно будет вновь отправиться в круизы по 30 городам России, вот наиболее крупные из них — Нижний Новгород, Углич, Ярославль, Мышкин, Кострома, Плес, Рязань, Коломна, Тверь, Казань.

Регулярные речные пассажирские перевозки по Москве-реке

Помимо речных круизов с Южного речного вокзала будут отправляться новые электрические суда. ​​Внутри будут USB-зарядки, Wi-Fi, площадки с местами для самокатов и велосипедов.

Первые суда начнут ходить в тестовом формате с открытием речной навигации в 2023 году на маршруте «Парк „Фили“ — Киевский». Позже, осенью, заработает второй регулярный маршрут «Автозаводский мост — Печатники».

Электросуда будут отправляться со специальных причалов в форме круглых шайб. Такие причалы будут принимать несколько судов сразу, а сами электросуда смогут подзаряжаться прямо во время остановок.

21

речное электросудно

4

береговые зарядные станции

23

плавучий причал

2

пункта отстоя флота с возможностью подзарядки


Будущие маршруты водного транспорта

Электрические речные суда будут курсировать по Москве по двум маршрутам,
один из которых включает в себя остановку на Южном речном вокзале.

1 Парк «Фили» — Киевский

2 Автозаводский мост — Печатники

Планируемое количество перевезенных
пассажиров круизного флота в навигацию 2023

18 300 чел.

Планируемое количество рейсов круизного флота в навигацию 2023:

  • Прибытие с пассажирами - 86 рейсов
  • Отправление с пассажирами - 85 рейсов

Выставочное пространство Музея Транспорта Москвы

Музей Транспорта Москвы открывает выставочный проект на территории Южного речного вокзала

На территории площадью 240 м² будет расположена выставка «Москва-река пассажирская», посвященная речному городскому транспорту. В пяти частях будут представлены ключевые события в истории освоения рек

Часть I. 1775 - 1917

О начале развития судоходства по Москве-реке

Часть II. 1917 - 1941

Формирование культуры речных перевозок и первые «речные трамваи»

Часть III. 1941 - 1945

Южный речной вокзал и порт - центр эвакуации и снабжения Москвы

Часть IV. 1945 - 2006

Знаменитые отечественные разработки - речная «Ракета» Ростислава Алексеева

Часть V. 2023 - будущее

Про то, каким мы видим столичный речной транспорт сегодня и каким он может стать в будущем

Посетители увидят масштабные модели судов, уникальные фотографии, чертежи и видеохронику из государственных и частных архивов.

Выставка будет работать в течение года.