С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.
На нашей выставке «Мечта Москвича» открылась новая временная экспозиция «От эскиза до прототипа», посвященная развитию дизайна малолитражек. Центральное место среди эскизов, редких фото и прочих дизайнерских экзерсисов занимает образец уникального «Москвича-2141», предназначенного для раллийных гонок. Его история – тема сегодняшней «Музейной среды».
Выставка «От эскиза до прототипа» в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ. Фото: Музей Транспорта Москвы.
В первой половине 1980-х годов свободные технические требования к спортивным машинам группы Б привели к тому, что на раллийные трассы вышли настоящие монстры, лишь отдаленно напоминающие серийные модели марок.
Мировая тенденция была замечена, и в 1983 году в СССР появилась группа Б в классификации раллийных автомобилей. Как в свое время с советской «Формулой 1», несмотря на схожее обозначение, она отличалась спецификой: автомобиль должен был состоять только из отечественных узлов и иметь двигатель с рабочим объемом не более 2-х литров. В остальном дозволялась полная свобода творчества, что незамедлительно привело к появлению невиданных до того момента советских автомобилей.
Сначала за основу взяли обычные «Жигули» ВАЗ-2105 и «Москвичи-2140». При подготовке к соревнованиям машины максимально облегчали, снабжали предельно форсированными двигателями и мощными расширителями колесных арок, способными вместить широкие гоночные «лапти».
Изготовление пластилинового макета среднемоторного прототипа. Фото: ru.cars.photo.
Подготовленные к соревнованиям «Москвичи» группы Б имели панели кузова, выполненные из более тонкого металла, а крышки капота, багажника и двери были сделаны из алюминия. Максимально «разжатые» моторы порой могли развивать до 200 сил – более чем втрое над показателями серийной модели.
Но время классического заднеприводного «Москвича» к середине 1980-х годов уже ушло. С 1986 года с конвейера АЗЛК начали сходить машины переднеприводного семейства 2141. Для рекламной поддержки новой модели было решено сделать совершенно иной раллийный автомобиль, исходя из мировых тенденций автогоночного мира, сохраняя только внешнее сходство с серийной машиной. Двигатель перенесли из под капота за укороченный двухместный салон «Москвича». Таким образом, переднеприводный автомобиль превращался в среднемоторного раллийного монстра.
От серийной машины в разработанном прототипе оставалось очень немногое: передняя часть салона с элементами крепления подвески, фары, дверные ручки и задние фонари.
Для обслуживания силового агрегата и подвески задняя часть кузова откидывалась целиком. Фото www.autowp.ru.
Взамен «отрезанной» задней части появился пространственный трубчатый каркас, на него крепился размещенный продольно форсированный 412-й мотор и совершенно новая независимая подвеска. Накрывался этот комплекс объемным стеклопластиковым колпаком. Крылья и капот передней части объединили в единую стеклопластиковую деталь, которая целиком откидывалась, предоставляя доступ к подвеске, бензобаку и радиатору.
Любопытно, что на готовом к 1988 году образце нанесли надпись «Aleko-141CR», так как название «Алеко-141» было выбрано для экспортных поставок «Москвичей» нового поколения. В техдокументации машина именовалась – АЗЛК-2141 А5, последнее сочетание обозначало переименованную к тому времени бывшую группу Б.
Спереди предусмотрели крепления для дополнительных фар. Фото: www.wheelsage.org
Было заложено два образца центральномоторного прототипа, но выпустили один. Так как двигатель был доведен конструкторами до мощности в 175 л.с., автомобиль мог участвовать только в категориях, включавших несерийные машины. В конце 1980-х годов он принял участие в нескольких отечественных ралли и даже заявился на гоночном кольце.
Из-за опасности для гонщиков и зрителей зарубежные раллийные монстры ушли с трасс мирового чемпионата в 1986 году. Отдельные экземпляры нашли себе применение в ралли-кроссе на закрытых трассах и на набравшей невиданную популярность пустынной гонке «Париж-Дакар».
Дебют машины на ралли «Память» в декабре 1988 года. Фото: www.ritmonexx.ru.
В 1990-е уникальный «Алеко-141» переместился в Музей индустриальной культуры, существовавший в московских Кузьминках, а несколько лет назад в Музей автомобильной техники УГМК г. Екатеринбург.
Сегодня уникальная машина вновь оказалась в Москве, в качестве главного героя временной экспозиции «От эскиза до прототипа» в рамках выставки «Мечта Москвича». Поспешите на встречу с ней в павильон «Транспорт СССР» на ВДНХ. Гастроли весьма ограничены!
Нам по пути!