3 мая 2023

Вдоль Москвы-реки

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Речной транспорт – это одно из самых старых транспортных сообщений Москвы с другими городами страны. Сейчас, на стыке апреля и мая, мы отмечаем целых 165 лет существования Московского речного пароходства.

Фото: www.portnews.ru

Есть сведения, что пароходы появились на Москве-реке еще раньше – едва ли не одновременно с постройкой первого отечественного судна на паровой тяге в Санкт-Петербурге в 1815 году. 

По непроверенным данным, один из пионеров парового дела в России В.А. Всеволожский уже в 1816 году пытался отправить пароходы по Оке и Москве-реке до Первопрестольной.

Что мы знаем точно – пассажирские перевозки из Москвы в Коломну и далее до Нижнего Новгорода уже точно существовали в 1858 году. Об этом писали «Ведомости московской городской полиции» в разделе объявлений: 

Контора сим честь имеет объявить, что 29 сего апреля в 10 часов утра пароход отправится из Москвы в Нижний Новгород, а потому принимаются пассажиры и кладь всякого рода во все места, лежащие по течению рек Москвы и Оки, о цене за проезд пассажиров и ручной клади можно узнать в Конторе пароходства на Москве-реке близ Краснохолмского моста в доме Рейхенау.

29 апреля в путь до Волги отправился пароход «Москва». 4 мая отшвартовалось и пошло на Касимов второе судно под названием «Николай». С этой даты и отсчитывается начало пассажирского движения по Москве-реке.

Инициатором пароходного дела был гвардии-капитан и житель города Касимов Геннадий Николаевич Львов. Годом ранее, 28 января 1857 года он подал прошение об организации движения пароходов по рекам Москва, Ока и Волга. Просьбу удовлетворили быстро: уже 29 апреля вышел приказ от ведомства путей сообщения и публичных зданий с разрешением на данное предприятие.

Судоходство по Москве-реке не было возможно без системы шлюзов. Фото: www.Infoflotforum.ru

Судостроение и судоходство в краях, прилегающих к Москве, развивалось к тому моменту куда активнее, чем в самой Первопрестольной. И основная причина заключалась в том, что Москва-река по своей природе изначально была мало пригодна для масштабного судоходства. Сама по себе мелководная, она к тому же подмывала свои мягкие берега. Размытая почва, оседая на дно, образовывала скрытые перекаты и отмели. Что совсем не способствовало безопасному судоходству.

На таких препятствиях суда иногда садились так плотно, что приходилось нанимать по 200-250 рабочих и полсотни лошадей, чтобы снять корабль с мели. А порой, не сумев стащить судно с отмели, его просто бросали на произвол судьбы.

Нельзя сказать, что эту проблему не пытались решить. Например, в 1836 году в самом центре Москвы в системе Водоотводного канала завершили строительство плотины и шлюзов. Это позволило решать проблемы с проводкой судов для разгрузки. Позже появились и другие гидротехнические сооружения. 

Тем не менее перевозка пассажиров водным путем по Москве-реке вплоть до 1917 года так и не получила должного развития. Дело заключалось в конкуренции с железной дорогой, которая предоставляла куда более простой и быстрый способ перемещения. Лишь от Коломны и далее в направлении Нижнего Новгорода существовало более-менее регулярное движение пассажирских, а точнее грузопассажирских пароходов. А в саму Москву большинство людей предпочитало добираться по модной «чугунке». Путь от пяти до семи суток до Волги или в течение дня на поезде – существенная разница во времени.

Перевозки по воде речными трамвайчиками перешли в систему только в Советское время. Фото: www.pastvu.com

Внутригородское сообщение по воде тоже не было постоянным. Катера по маршруту Болотная площадь-Дорогомилово ходили лишь по воскресным и праздничным дням. В остальное время спроса на такой сервис не было.

После революции с пароходным сообщением от Москвы произошли изменения. Гражданская война привела к дефициту железнодорожного подвижного состава, и речной транспорт стал вполне реальной альтернативой для перевозки людей и доставки грузов в столицу.

Уже в 1920 году регулярное пассажирское движение пароходов вновь связало Москву и Нижний Новогород. Правда, не напрямую – с пересадкой в Рязани. А в 1930-х годах началась масштабная реконструкция всей водной системы европейской части СССР, где одну из главных ролей сыграла постройка канала Москва-Волга, который улучшил сообщение столицы с другими частями страны именно по воде. Символом грандиозных перемен стало величественные здание Северного речного вокзала, от причалов которого отходили многочисленные пассажирские суда. 

Северный речной вокзал: порт пяти морей. Фото: северный-речной-вокзал.рф

Еще раньше - в 1931 году - была начата интеграция «речных трамваев» в систему городского общественного транспорта. Все началось с одного маршрута и десятка теплоходов, которые ходили по маршруту “Фабрика “Парижская коммуна” - Дорогомилово”. К концу 1930-х на Москве-реке действовали не менее 50 теплоходов, а пассажирооборот достигал 5-6 миллионов. 

Речные дублеры обычных трамваев очень помогли городу во времена трамвайного кризиса начала 1930-х годов, когда переполненная людьми столица уже не могла перевозить всех желающих на традиционном городском транспорте.

Самыми популярными направлениями речных трамваев в довоенной Москве были Каменный мост-Заозерье и Дорогомилово-ЗИС. Спрос на перевозки по воде в один момент достиг такого уровня, что вслед за небольшими катерами на внутригородские маршруты пришлось  запускать двухэтажные пароходы, прежде обычно ходившие по пригородным направлениям: в Кунцево, Крылатское, Коломенское. 

Вслед за развитием маршрутной сети последовало и совершенствование средств перевозки: на Москву-реку постепенно выходили суда новой конструкции. Например, компактные теплоходы, а по сути улучшенные речные трамваи типа «Громов», построенные специально для канала Москва-Волга. Они поражали современников непривычными обтекаемыми формами. Впрочем, неудивительно, ведь модель «Громова» продували словно самолет в аэродинамической трубе.

Небольшой теплоход класса «Громов» стал родоначальником нового типа речных судов. Фото: www.fleetphoto.ru

Встав на паузу во время войны, навигация по Московскому региону получила новый толчок развития после победы.

Суда Московского пароходства возобновили  довоенные направления и освоили новые. Самые дальние речные маршруты доходили до Уфы, Астрахани и Ростова-на-Дону.

Жители Подмосковья пользовались пригородными корабликами, которые обеспечивали удобное сообщение со столицей для Тишково, Рождествинки, Пирогово и других населенных пунктов.

Для развлекательных целей было разработано более дюжины экскурсионных маршрутов. Причем каждый отличался своей спецификой и названием: «Субботний» до Коломенского, «Вечерний» на Клязьму или в Солнечную поляну, «Молодежный» до Учинского водохранилища.

На конец 1970-х годов Московское речное пароходство располагало 1400 грузовыми и 250 пассажирскими судами. А в год его услугами пользовалась до 20 миллионов человек. 

Московское пароходство успешно существует и в наше время, также осуществляя перевозку грузов и услуги речных круизов, среди которых самым популярным направлением является маршрут Москва-Санкт-Петербург. Отход осуществляется от недавно реконструированного до первоначального блеска Северного речного вокзала.

А речные трамвайчики вновь, как и на заре своего рождения, удачно влились в современную транспортную систему Москвы. Скоро на них, выбирая из десяти экскурсионных маршрутов, можно будет оплатить проезд через сайт «Суда сюда!».

Еще один маршрут-переправа, от Северного речного вокзала до Захарково, выполняет сугубо утилитарную функцию, сокращая время перемещения через водохранилище для жителей Южного Тушино на 40 минут. 

Нам по пути! 

Сайт Музея Транспорта Москвы 

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе