17 июля

Чем запомнился фестиваль «Ретрорейс» Музея Транспорта Москвы в 2024 году

Всем привет! С вами «Музейная среда» и я, директор Музея Транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Отгремели последние аккорды завершившего праздник концерта и разъехались по своим домам-гаражам автомобильные экспонаты. Было жарко во всех смыслах этого слова. Ну а мы, немного отдохнув и придя в себя,  сейчас попробуем  рассказать о самых интересных моментах прошедшего фестиваля «Ретрорейс». 

«Ретрорейс» 2024

В третий раз в рамках Дня Московского транспорта территория между главным зданием МГУ и Смотровой превращается во временной портал. Множество ретротранспорта самого разного назначения, просветительская и развлекательная программы, рынок-развал с винтажными вещицами. И много других локаций, откуда можно начать свое путешествие  в историю.


«Ретрорейс» может быть разным. Для одних это прекрасный повод отправиться на ретроавтобусах на небольшую экскурсию по живописным окрестностям Воробьевых гор. Другие приходят полюбоваться на статическую экспозицию, вольготно раскинувшуюся на аллеях, чтобы вдумчиво вчитаться в сопровождающие каждый ценный экспонат таблички. Полторы сотни машин (и это не считая еще сотни экипажей участников ретроралли со стартом и финишем на фестивале) демонстрировались здесь в день праздника — не каждый автомобильный музей может похвастаться таким разнообразием.


А  Музей Транспорта Москвы может. «Ретрорейс» традиционно является  местом, где мы представляем московской публике  недавно отреставрированные экспонаты. Например, в этот раз премьерами стали туристский лайнер ЛАЗ-697М 1973 года выпуска и вроде бы самая обычная белая «Газель» ГАЗ-3221.


Кто бы подумал, что «Газель» первых выпусков уже можно считать ценным музейным экспонатом. Фото Дмитрия Федорова.

«Газелька» эта на самом деле не самая обычная. Такие нижегородские микроавтобусы первых лет выпуска уже самая настоящая редкость: большинство из них давно сгинуло в пунктах металлоприема, сгорев на трудовой вахте маршрутных такси. А ведь те безумные стада «газелей-маршруток» из 90-х и начала нулевых — тоже заметная часть транспортной истории столицы.


Внимательные посетители «Ретрорейса», возможно, заметили, что на аллеях нашего фестиваля в этом году отсутствовали музейные грузовики, зато взамен появилось непривычно большое количество старых автобусов: сразу 17 экземпляров. По разноцветным вереницам больших пассажирских машин можно было изучить всю историю столичного автобуса, регулярному движению  которого буквально через пару недель исполнится ровно 100 лет.


Первые попытки организовать моторизованную перевозку групп пассажиров относились еще к 1907 году (и копия того древнего автобуса-шарабана присутствовала у нас в экспозиции последнего «Ретрорейса»), но то были сезонные рейсы, вдобавок на пригородном, «дачном» направлении. А вот так, чтобы на автобусе можно было пересечь весь город насквозь, как это делал Ипполит Матвеевич в «12 стульях»  — стало возможным лишь с 8 августа 1924 года. Когда Московское коммунальное хозяйство запустило первый автобусный маршрут от Каланчевки к Белорусскому вокзалу (тогда еще Белорусско-Балтийскому). 


Вереницы исторических автобусов готовятся встретить 100-летний юбилей регулярного автобусного движения в Москве. Фото Дмитрия Федорова.

Живых экземпляров тех московских автобусов столетней давности тоже, увы, не сохранилось (правда, мы воссоздадим образец машины 1924 года к открытию нашей постоянной экспозиции на Новорязанской улице, 27). Зато их наследники — от двоенного ЗИС-8 до легендарных «Луноходов» ЛиАЗ-677 — радовали посетителей нашего праздника. И не просто как безмолвные свидетели эпохи —  в салоне одного ЛиАЗа, например, была устроена звуковая имитация движения на столичных улицах прошлого.
 

Основным  лейтмотивом этого «Ретрорейса»  мы решили сделать  время эпохальных перемен — 80-90-е годы прошлого века. Тогда городской транспорт порой едва выживал под гнетом новой финансовой политики. Иногда, устав постоянно ждать вдруг превратившиеся в редкости автобус или трамвай, человек, махнув на все рукой, пересаживался на личный автомобиль. Благо выбор в те времена стал неимоверно богат: в однообразные потоки «Жигулей», «Москвичей» и «Волг» принялись вклиниваться непривычные еще авто из-за рубежа, вскоре получившие обобщение наименование — «иномарка».


Музей японских автомобилей показал праворукое авторазнообразие, что шло нескончаемым потоком с Дальнего Востока

Обычно иномарки везли подержанными из-за границы, и в умелых руках наших соотечественников они продолжали накручивать сотни тысяч километров еще десятки лет. Это тоже весомый пласт нашей автомобильной культуры. Сейчас тема «янгтаймеров», как называют старые, но еще не древние авто из 70-90-х годов, стала невероятно популярной. На подобные машины пап и дедушек всегда есть спрос среди молодежи, они организуются в клубы и даже появляются музеи, посвященные нашему недавнему автомобильному прошлому. Как, например, Музей японских автомобилей, впервые посетивший «Ретрорейс».


Подобные клубы по автомобильным интересам всегда являются желанными гостями на нашем фестивале транспортной истории. Посмотрите, как бережно сохраняются в умелых руках «Жигули», «Запорожцы», «Фольксвагены», «Мерседесы» и прочие. Если вдруг вы не успели заглянуть к нам на «Ретрорейс» в этом году, тогда ждем вас на следующий фестиваль! 


Кстати, традиционное городское ралли со стартом на «Ретрорейсе» в этом году проходило не само по себе, а в рамках второго этапа Кубка Москвы по историческому ралли. Фото Дмитрия Федорова

 

Нам по пути ❤️

Сайт Музея Транспорта Москвы

 

Поделиться
Подписка на новости
Или читайте новости в любимом новостном агрегаторе