Основной причиной транспортных проблем города является несоответствие количества эксплуатируемого в городе автотранспорта параметрам существующей улично-дорожной сети. Современная транспортная система Москвы в силу сложившихся исторических особенностей представляет собой радиально-кольцевую структуру улиц и магистралей города при высокой плотности жилой и промышленной застройки. Транспортная топология города была сформирована еще в те времена, когда о таком росте автомобильного парка и уж, тем более о пробках, в столице никто не предполагал. На сегодняшний день в городе эксплуатируется более 3,8 миллионов транспортных средств, дефицит магистральной сети столицы составляет порядка 350-400 километров; протяженность магистральной улично-дорожной сети составляет 1316 км при плотности 1,37 км/км2 освоенной территории, что в 1,6 раза меньше нормативной. Плотность улично-дорожной сети Москвы — 5,5 км/км2, к примеру в Лондоне — более 9 км/км2, а Нью-Йорке — больше 12 км/км2.
Экономическая и деловая привлекательность столицы привела не только к интенсивному росту автотранспорта, но и к строительству объектов повышенного его притяжения: магазинов, офисных, торговых, спортивных комплексов.
В настоящее время Правительством Москвы принимается ряд мер по улучшению дорожного движения в городе.
С июля 2009 года на участке Волоколамского шоссе от станции метро «Тушинская» до МКАД организовано движение общественного транспорта по выделенной полосе, что позволило улучшить движение общественного транспорта и повысить эффективность использования параметров магистрали. Полученные с использованием АСУДД Волоколамского шоссе данные интенсивности движения транспортных потоков, показывают, что она увеличилась в среднем на 10-12 %, средняя скорость движения возросла на 3-4 км/ч (и достигла 38-39 км/ч). Кроме того, выделение крайней правой полосы для приоритетного движения общественного транспорта позволило убрать несанкционированную парковку с дороги.
Комплекс мероприятий по организации приоритетной полосы включает в себя установку соответствующих дорожных знаков, информационных щитов и нанесение дорожной разметки.
С учётом положительных результатов Правительством Москвы принято решение о дальнейшей реализации мероприятий по обустройству выделенных полос на улично-дорожной сети города: на участках Ярославского, Пятницкого, Боровского и Щёлковского шоссе, Ленинградского и Севастопольского проспекта, проспекта Андропова и Липецкой улицы. В настоящее время ведётся подготовка распорядительных документов Правительства Москвы, в рамках которых предусматривается проработка вопросов проектирования и реализации намеченных мероприятий.
В настоящее время на участке Волгоградского проспекта от Люблинской улицы до Третьего транспортного кольца организовано реверсивное движение транспорта в утренние и вечерние часы «пик», которое регулируется реверсивными светофорами, дорожными знаками и специальной разметкой, нанесенной на проезжую часть. Данный способ организации движения может активно применяться в целом по городу и способствовать снижению транспортной нагрузки на улично-дорожную сеть в утренние и вечерние часы «пик».
В настоящее время Москомархитектура разрабатывает предпроектные предложения о реверсивном движении с полосой движения для маршрутных транспортных средств на Ярославском шоссе. Организация на всех магистралях города реверсивного движения затруднена тем, что на многих вылетных трассах установлены разделительные барьеры или организована полоса для проезда спецтранспорта.
В Москве продолжается реализация Комплексной схемы организации дорожного движения (КСОД), предусматривающей, в числе прочего, перевод ряда улиц в центре города на одностороннее движение и устройство притротуарных парковок в 5 секторах центральной части города для увеличения их пропускной способности, оптимизации парковочного пространства и исключения лобовых столкновений.
В настоящее время более 50 улиц в Центральном административном округе переведены на одностороннее движение. Режим одностороннего движения транспорта реализован в Северном, Восточном, подходит к завершению работа в Северо-Западном секторе центральной части города.
В феврале 2010 года принято постановление Правительства Москвы № 105-ПП «О мерах по завершению работ по реализации системы одностороннего движения транспорта в центре Москвы», которое внесло определенные коррективы в комплекс мероприятий по организации дорожного движения, утвержденный постановлением Правительства Москвы от 1 июня 2004 г. N 351-ПП.
На Центр организации дорожного движения возложены функции координатора по всему циклу работ. В соответствии с п. 3 постановления Префектурой ЦАО и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы в I квартале 2010 года проведена инвентаризация перечня объектов по реализации системы одностороннего движения транспорта.
В целях разгрузки улично-дорожной сети города от необоснованного или транзитного проезда грузового автотранспорта и улучшения экологической обстановки Правительством Москвы принято постановление от 06.08.2002 г. № 604-ПП «Об изменении режима движения грузового автотранспорта с целью повышения пропускной способности улично-дорожной сети», устанавливающее запрет с 7:00 до 22:00 на въезд и передвижение грузового транспорта грузоподъемностью более одной тонны в центральную часть города, ограниченную Третьим транспортным кольцом, и движение грузового транспорта с прицепами и полуприцепами по Садовому кольцу.
Кроме того, распоряжением Правительства Москвы от 28.12.2005 г. № 2678-РП «О мерах по изменению режима проезда грузового автотранспорта с разрешенной максимальной массой более 7 тонн в пределы малого кольца Московской окружной железной дороги», установлен запрет с 7:00 до 22:00 на въезд и свободное передвижение грузового автотранспорта с разрешенной максимальной массой более 7 тонн внутрь территории, ограниченной малым кольцом Московской окружной железной дороги.
При этом въезд в режимное время грузового автотранспорта, принимающего участие в обеспечении жизнедеятельности города, в зоны с ограниченным движением осуществляется по специальным пропускам.
Въезд и передвижение в центральной части города осуществляют только грузовые автотранспортные средства, соответствующие по экологическим характеристикам требованиям не ниже экологического класса «Евро-2».
В 2009 году введена в эксплуатацию АСУДД Волоколамского шоссе, где используются интеллектуальные дорожные контроллеры, которые могут применяться в системах регулирования доступа автотранспорта на магистрали, обеспечения работы динамических информационных табло и систем регулирования движения по полосам с реверсивным движением. Программирование интеллектуального дорожного контроллера может осуществляться как на перекрестке, так и с использованием программы удаленного доступа из Центра управления.
«Умные» светофоры, установленные в настоящее время на Волоколамском шоссе, представляют собой комплекс устройств, смонтированных на перекрестке, в состав которых входят видеодетекторы транспорта, приёмо-передающая аппаратура, управляющее оборудование и непосредственно сами светофоры.
Суть работы системы заключается в постоянном анализе транспортной ситуации в непосредственной близости от светофорного объекта. Системой в автоматическом режиме при помощи детекторов выявляются предзаторовые ситуации в одном из направлений движения, с последующим направлением информации в центральный диспетчерский центр, где происходит обработка данных. После проведения обработки из диспетчерского центра на светофорный объект направляются измененные планы координации, в результате чего длительность горения зеленого сигнала по наиболее загруженному направлению увеличивается, тем самым удается избежать образования затора на данном перекрестке.
Применение подобных систем позволяет на ранней стадии распознать предзаторовую ситуацию и принять необходимые меры по её разрешению, тем самым, нормализовав дорожное движение на данном участке улично-дорожной сети.
В настоящее время введена в эксплуатацию автоматизированная система управления дорожным движением на Третьем транспортном кольце (АСУДД ТТК), ключающая в себя управляемые дорожные знаки, динамические информационные табло, датчики транспортных потоков и видеокамеры, которая интегрирована в общегородскую систему управления движением «СТАРТ».
В настоящее время во взаимодействии с УГИБДД ГУВД по г. Москве ведется работа по отработке вопросов её эксплуатации и использования возможностей по управлению дорожным движением и информированию водителей транспортных средств.
На стадии приёмки находятся АСУДД тоннелей ТТК (Лефортовский, Кутузовский, Гагаринский, Сущевский тоннели), АСУДД Краснопресненского тоннеля и АСУДД Ленинградского направления.
Задача достижения транспортного баланса в международной практике в ряде случаев решается за счёт применения систем автоматизированного управления дорожным движением, в том числе, и в первую очередь современных интеллектуальных транспортных систем, способных эффективно управлять дорожным движением на существующей улично-дорожной сети без увеличения плотности дорог.
Необходимость разработки и внедрения интеллектуальной транспортной системы Московского региона определена решением совместного заседания коллегии Минтранса России, правительств Москвы и Московской области (протокол от 30 сентября 2008 года, № 3/38-1/24, п. 12).
Ключевые компоненты ИТС во всем мире в целом одинаковы, но механизмы реализации отличаются в зависимости от конкретных условий. Для выработки обоснованных решений о порядке подготовки и реализации обязательных мероприятий по созданию ИТС города Москвы нами были разработаны Концепция и технико-экономическое обоснование внедрения ИТС. Мы полагаем, что оптимальной является стратегия внедрения ИТС, основанная на поэтапном наращивании функциональных возможностей и зоны действия существующих, в том числе ведомственных, систем.
С учетом целей и задач создания ИТС во взаимоувязке с фактическим состоянием развития автоматизированных информационно-управляющих систем в транспортном комплексе города интеллектуальную транспортную систему можно определить как комплекс взаимоувязанных автоматизированных систем, решающих задачи управления дорожным движением, мониторинга и управления работой всех видов транспорта (индивидуального, общественного, грузового).
Основными целями создания ИТС г. Москвы являются повышение безопасности дорожного движения, использования пропускной способности УДС, качества обслуживания участников дорожного движения, эффективности функционирования транспорта, инвестиционной привлекательности городской экономики за счет оптимизации инфраструктуры транспортного сообщения и уменьшение вредного воздействия транспортных потоков на окружающую среду.
Мировой опыт показал, что внедрение ИТС позволяет достичь значительных социально-экономических эффектов, а именно: повысить безопасность дорожного движения, увеличить пропускную способность, сократить последствия воздействия на окружающую среду со стороны автомобильного транспорта (выбросы в атмосферу загрязняющих веществ).
Суммарный положительный эффект от работы ИТС за первые годы может составить:
ГУ ЦОДД активно ведёт проработку вопроса о создании в городе ИТС. В состав ИТС войдут все существующие в городе автоматизированные системы управления дорожным движением. Часть АСУДД подвергнется модернизации, т. к. за время своего существования они устарели. На базе потока информации о состоянии движения, который будет поступать, и обрабатываться в едином диспетчерском центре, специалисты будут делать прогнозы развития ситуации на дорогах, и принимать оперативные решения об изменении работы светофоров и управляемых дорожных знаков. Соответствующая информация о затруднениях движения и изменении его организации на отдельных участках будет выводиться на информационные табло, чтобы автомобилисты заранее могли принимать решение об изменении своего маршрута движения.
В рамках реализации Постановления Правительства Москвы № 1044-ПП от 18 ноября 2008 года «О мероприятиях по повышению безопасности пешеходов в городе Москве» Центром организации дорожного движения организована работа по замене 6 560 дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на знаки повышенной информативности на жёлтом фоне 3-го типоразмера (900×900 мм). В соответствии с утверждённым адресным перечнем работы выполнены по 1640 адресам.
Устанавливаемые дорожные знаки обладают высокими фотометрическими характеристиками, которые достигаются за счёт применения специальной «алмазной» плёнки в качестве основы знака. Такие дорожные знаки хорошо видны участникам дорожного движения за счёт более высокой отражающей способности и дополнительного флуоресцентного эффекта жёлтой окантовки.
Повышенная информативность важна в современных городских условиях, где зачастую на фоне большого количества рекламных плакатов дорожные знаки становятся слабозаметными. Особенно остро эта проблема стоит в сумеречное и тёмное время суток, при включённом уличном освещении.
Новые знаки позволяют заранее проинформировать водителя о приближающемся пешеходном переходе. Кроме того, новые знаки хорошо видны и пешеходам, упрощая тем самым поиск ближайшего пешеходного перехода. За счёт этого повышается безопасность пешеходов и сохраняется здоровье и жизнь граждан.
Помимо замены указанных знаков в рамках этой программы в местах, определённых совместно с Департаментом социальной защиты населения города Москвы, также производится установка 101 дорожного знака 6.4 «Место стоянки» с табличкой 8.17 «Инвалиды».
Подготовлен и утвержден Адресный перечень мест установки 755 комплексов видеофиксации нарушений правил дорожного движения (например, на Краснопресненской набережной, дом 2, ул. Новослободской, дом 57, Хорошевском шоссе, дом 5), а также дополнительных средств наружного освещения в зонах 889 наземных пешеходных переходов.
На 24 июня 2010 в городе установлено:
Светофорное регулирование рассматривается как инструмент управления и ограничения транспортного потока. Невозможно пропустить по дороге весь поток, который пытается на нее въехать. В результате, дорога не справляется и на ней образуется затор, который парализует и все прилегающие подъездные дороги.
Новый принцип: ограничить въезд на улицу в соответствии с расчётной пропускной способностью и перенаправить автомобили на другие, менее загруженные направления. Ликвидация дисбаланса между пропускной способностью дороги и числом автомобилистов, которые хотят по ней проехать — это основная задача ГУ ЦОДД на сегодняшний день. Для этого нужно применять чёткое светофорное регулирование и развивать систему информирования водителей, которые должны в свою очередь базироваться на результатах математического моделирования ситуации.
Ведется подготовка плана работ по разработке Комплексной программы развития транспортной системы Москвы до конца IV квартала 2010 года, которая позволит снизить транспортные потери населения и транспортные издержки в сфере экономики, бизнеса и услуг, повысить безопасность движения, улучшить экологическую обстановку.
В целях обеспечения прав граждан и организаций на доступ к информации открыт официальный сайт Центра. Ведутся работы по созданию информационного портала для мониторинга дорожной ситуации.
В октябре 2009 года состоялась встреча с кандидатом технических наук в области организации дорожного движения Киитиро Хатоямой. Г-н Хатояма приглашён в Москву по обмену опытом крупной исследовательской компанией, преподает в Высшей Школе Бизнеса МГУ им. М. В. Ломоносова, уже более 10 лет занимается исследованиями в области решения транспортных проблем крупных мегаполисов.
На встрече японский специалист провёл анализ существующих в городе проблем и предложил комплекс эффективных малобюджетных наработок по улучшению дорожно-транспортной ситуации в столице, а также, что немаловажно, конкретные меры по пропаганде культуры поведения водителей на дороге.