11 октября 2016-го на проспекте Мира от Ростокинского моста до ул. Летчика Бабушкина, наконец, добавили долгожданную полосу в сторону области. За прошедшую неделю гиблая вечерняя пробка уже стала меньше. А когда схема окончательно раскатается, проспект должен поехать еще лучше. Но обо всем по порядку.
Проблема
Главной вечерней проблемой проспекта Мира давно было бутылочное горлышко от слияния потоков с дублера и тоннеля Бориса Галушкина до Северянинского путепровода. 7 полос – 4 из тоннеля и 2 с дублера – сливались здесь в 3 полосы (правую в 2013-м сделали выделенной). Про это Пробок.нет писал еще в 2013-м.
Долгое время вечерняя пробка в область растягивалась аж до Рижского вокзала. Встать в нее можно было и в 16 часов, и 22, когда вся остальная Москва уже вполне нормально ехала. Казалось бы, уж общественный транспорт, ради удобства которого и ввели выделенную полосу, на этом участке должен был лететь! Ничуть не бывало: с 17 до 20 часов скорость ОТ на этом участке не превышала тех же 5-8 км/ч, с которыми ехали все остальные!
Парадокс? Всего лишь «эффект Звенигородского шоссе»: из-за резкого перепада в количестве полос (с 7 до 3) в широком месте возникает многорядная пробка. В этих условиях выделенная полоса не работает, хотя формально она непрерывна: ведь в череде многорядных пробок автобусы и троллейбусы едут с той же черепашьей скоростью, что и остальные! Хуже того: мертво стоял не только проспект Мира, а еще и все выезды на него, особенно под эстакадой у метро ВДНХ. Надо развернуться под эстакадой? Добро пожаловать в общую пробку. Надо выехать с прилегающей улицы? Стой в общей пробке. Надо проехать через перекресток прямо? И снова стой в пробке на выделенке, пока пересекающие стоят в пробке в очереди на 3 полосы.
Конечно, лучшим способом было бы просто расширить участок от Ростокинской до Северянинского путепровода до 5-6 полос в каждую сторону и сделать 4-5 общих полос + выделенная. К сожалению, это весьма дорого, а учитывая трамвайные пути и запуск движения по путепроводу МЦК (который пришлось бы переносить), вряд ли осуществимо в ближайшие годы.
Пришлось поработать фирменным способом ЦОДД и Пробок.нет – разметкой.
Что изменилось?
На Ростокинском мосту через Яузу мы нарисовали 5 полос вместо 4-х. Этого удалось добиться на счет сужения полос. Из 5 полос 4 стали общими, правая осталась выделенной.
При въезде на мост мы разграничили основной ход проспекта Мира и выезд с дублера. Три левые полосы мы отдали потоку из тоннеля, одну – дублеру. Чтобы избежать пересечения потоков, съезд с основного хода под мост пришлось закрыть: попасть на Сельскохозяйственную можно лишь по дублеру, съехав на него перед путепроводом ВДНХ.
При съезде с моста над Яузой выделенка уходит в большой карман у остановки «Ул. Докукина». Дальше проезжая часть сужается, 5 полос никак не вместить. Поэтому после остановки и до Северянинского путепровода теперь ведут 4 общих полосы, без выделенки!
В районе остановки «Ростокинский ремзавод» тоже пришлось поработать: остановочный карман очень мелкий, всего 2 метра! За счет сужения полос его удалось расширить до 2,5 метров. А в центр увеличили разгонную полосу для выезда с Енисейской (вид на фото в строну центра).
Все это было промоделировано еще Пробок.нет в программе Vissim, тогда вышло так.
Переводим с машинного на русский: пропускная способность узкого места должна была вырасти почти на 2000 машин в час! Откуда такая большая цифра, ведь одна полоса вмещает в себя примерно 1800 м/час? Просто дополнительный эффект дает снижение перестроений при слиянии дублера и основного хода: машины больше не будут мешаться друг другу. К тому же улучшение движения на основном ходе уменьшит количество «объездунов» через Сельскохозяйственную.
Все мероприятия мы приурочили к плановой замене асфальта на проспекте Мира, чтобы не нужно было демаркировать старую разметку. Сотрудники ЦОДД поставили знаки по проекту, ГБУ «Автомобильные дороги» нанесло разметку (из-за дождей сроки оказались длиннее, чем хотелось бы), камеры на выделенную полосу на общем участке отключены.
Транспортный эффект
Уже сейчас можно смело сказать: проспект Мира в область поехал гораздо лучше! По Северянинскому мосту в час уже едет на 1400 машин больше, чем раньше, причем более 1000 из них добавилось из центра! Результат: длина затора сократилась, как и время его наблюдения, а скорость прохождения участка до Ростокинского моста вечером - выросла с 5-8 до 10-12 км/ч! От Ростокинского до Северянинского поток вечером разгоняется уже до 20-30 км/ч. Уменьшились и заторы на Ростокинской улице, Бориса Галушкина, Космонавтов. Все вместе это означает экономию 10-15 минут в час пик для 7-10 тысяч человек в час!
В таблице прошлые, прогнозные и фактические данные по интенсивности движения.
Почему интенсивность пока несколько меньше ожидаемого? Во-первых, потому, что люди еще боятся выезжать в правую полосу, ведь их от этого отучали камерой на протяжении нескольких лет. Особенно это заметно под МЦК.
Во-вторых, обнаружился фактор, который модель не могла учесть: нагрузка на Северянинский путепровод в последнее время выросла куда выше, чем ожидалось. 3 полосы пропускают не более 5400 авто в час, а по путепроводу уже едет 5940, из них 440 авто по выделенке (автобусы, такси, спецтранспорт). Причины такой нагрузки: количество съезжающих из центра на ул. Летчика Бабушкина, вопреки ожиданию, не выросло (1610 вместо ожидавшихся 2146), а выезжающих с Летчика Бабушкина в область, наоборот, выросло (с 900 до 1250). Это произошло из-за окончания реконструкции Ярославского шоссе за МКАД: если раньше многие ехали в Мытищи и Королев через улицу Летчика Бабушкина, Енисейскую и Осташковское шоссе, теперь быстрее по Ярославскому шоссе. Поэтому выделенная полоса на Северянинском мосту в область не создавала затруднений раньше и не должна была их создать согласно модели… а по факту перестраивающиеся с Летчика Бабушкина создают на мосту толчею и тормозят проспект Мира. Все это хорошо видно с квадрокоптера.
Это значит, что на Северянинском путепроводе может понадобиться 4-я общая полоса в сторону области. Она позволила бы еще больше ускорить движение на проспекте Мира в область, повысится и безопасность: если правая полоса станет общей, она и заполнится потоком ул. Летчика Бабушкина, остальные 3 полосы не будут тормозиться потоком из-под моста. Проблем общественному транспорту в этом случае не будет: за путепроводом количество полос в вечернее время целых 6: 4 на основном ходу и 2 на дублере, так что потоку с 4-х полос есть куда разогнаться.
Что дальше?
Будем мониторить и ждать раскатки новой схемы 1-2 месяца. После этого промоделируем транспортный эффект от возможной дальнейшей оптимизации разметки, а также решим, как лучше канализировать съезд с Летчика Бабушкина на путепровод в область (сейчас часто лезут в 2 полосы, мешая проезду по проспекту Мира из центра).
Кроме того, в высокой готовности проект масштабной переработки всего проспекта Мира вдоль ВДНХ с учетом пожеланий коллег из МГТ. Возможно, будет сокращено количество полос на эстакаде ВДНХ в область с 4-х до 3-х, а на дублере лучше будет обособлена выделенная полоса. Тогда движение в широком месте будет еще лучше канализировано, как это было сделано на Ленинградском проспекте перед Тверской заставой.
А как же направление в центр?
В сторону центра протянуть проспект Мира гораздо сложнее. Во-первых, перед Ростокинским мостом есть остановка Докукина без кармана: даже если 4 общие полосы дотянуть до остановки, на ней почти всегда стоит транспорт, правая полоса работать все равно не будет. Взять и сделать карман нельзя: трамвайные пути идут вплотную. Во-вторых, пробка перед Бориса Галушкина на дублере из-за регулируемого перекрестка с очень интенсивным движением возникает даже сейчас. В-третьих, поток в центр даже сейчас держит Крестовский путепровод. В общем, направление в центр требует более дорогих и серьезных решений.