Буквально за месяц удалось значительно повысить безопасность движения в сложнейшем транспортном узле, увеличить пропускную способность и, что самое удивительное, снизить количество нарушений правил стоянки и остановки!
Экспресс-анализ
Проблемы с движением у метро Юго-Западная начались еще в конце 80-х, до начала взрывной автомобилизации и масштабной жилой, торговой и офисной застройки в этом районе. Причин несколько.
Прежде всего, эта точка на проспекте Вернадского издавна является крупнейшим транспортно-пересадочным узлом, обслуживающим несколько крупных спальных районов столицы внутри и снаружи МКАД, а также пригородные направления Подмосковья. Здесь ходят и разворачиваются десятки маршрутов автобусов и троллейбусов. Добавим «прелести» маршрутных и обыкновенных такси: парковка в 2-3 ряда, под углом, в неположенных местах: несмотря на постоянную работу по наведению порядка, узел настолько привлекателен, что на место разогнанных нарушителей тут же прибывают новые. Наконец, проспект Вернадского является одной из главных вылетных магистралей юго-запада столицы.
Надо сказать, вскоре нагрузку на этот ТПУ планируется значительно снизить за счет строительства метро. Первой ласточкой стало открытие станции Тропарево, где теперь отстаиваются большинство маршрутов городского наземного транспорта. А после открытия «замкадных» станций Румянцево и Саларьево и новой линии в Солнцево большая пассажирско-пересадочная нагрузка уйдет в зону новых станций, количество автобусов и маршруток на Юго-западной снизится.
Но когда проблемы ТПУ удастся «растворить» новыми станциями метро, уже в 2016-м транспортный узел у Юго-западной ожидают новые испытания: скоро достроят и откроют эстакаду между Рябиновой и Никулинской улицами через Киевское направление ж/д.
Ситуацию усугубляет своеобразная схема организации движения: участок проспекта Вернадского у метро можно назвать частным случаем кругового движения. Такой способ организации движения хорош саморегулированием, но при большой нагрузке это может сыграть злую шутку, независимо от приоритетов движения: стоит запереться одному из направлений, как узел блокируется целиком.
В данном случае разворотов целых три, и все они востребованы. С двух сторон к проспекту примыкают улицы Покрышкина и 26-ти Бакинских Комиссаров, между которыми нет прямого проезда; нет и левых поворотов на эти улицы с проспекта Вернадского. Все эти маневры возможны только через развороты. Кроме того, ими очень активно пользуется общественный транспорт, включая автобусы- «гармошки». Ситуацию усугубляет малый радиус разворотов и отсутствие прикрытых переходно-скоростных полос на въездах и выездах.
Решить проблему разворотов в 2012-2013 гг. собирались радикально, соорудив две километровые эстакады вдоль проспекта Вернадского и выведя на них транзитный прямоходный поток.
Но сделать это не удалось. Во-первых, опоры эстакады пришлось бы вписывать прямо в станцию метро. Во-вторых, резко против транспортного потока на уровне 3-го этажа выступили жители района. В итоге до недавнего времени никакого плана действий по Юго-западной не было.
Оптимизации - быть!
Как и со многими другими узлами, нам удалось придумать решение, ограниченное разметкой и знаками, без уширения проезжей части. Его преимущество – возможность быстрой и недорогой реализации; все что связано с уширениями, требует значительно более длительных сроков и больших затрат.
Для комплексного эффекта мы не ограничились узлом у метро, а проработали еще повороты на улицу Коштоянца и на улицу Лобачевского. В обоих случаях емкость карманов на левый поворот была недостаточна, и хвост из них постоянно блокировал левый ряд. Кстати, за эту информацию должен поблагодарить одного из гостей моего ЖЖ.
Что было сделано
Вот итоговые проекты организации движения у метро и перед улицей Лобачевского.
Какие решения мы применили и что это дало?
1. Все развороты теперь прикрыты переходно-скоростными полосами за счет разумного сужения рядов в критичных сечениях. В результате в зоне разворотов полос общего пользования теперь не 2, а 3 полосы. А средний разворот мы «оттянули» как можно дальше, чтобы на 20 метров увеличить зону перестроения. Для исключения ошибок водителями снова применены «разворотные» стрелки.
Теперь выезжать из разворотов гораздо быстрее и безопаснее. Ожидающие разворота, даже образуя «хвост», теперь дожидаются своей очереди, не блокируя прямоходный ряд. А едущие прямо по проспекту Вернадского тоже в выигрыше: они могут оставаться в своей полосе, не объезжая вставших на разворот.
2. Два крайних разворота мы сделали двойными, отдав внешний радиус только для общественного транспорта, а внутренний – всем остальным.
Эффект от этого решения тоже двойной. Общественному транспорту теперь обеспечен собственный ряд с большим радиусом поворота, причем по удобной траектории, особенно если остановки близко. А все остальные теперь могут разворачиваться в «прикрытую» полосу, не дожидаясь освобождения разворота крупногабаритным транспортом!
3. Мы увеличили количество и длину левоповоротных рядов в двух нагруженных местах, тоже за счет сужения ширины полос. Левого поворота на улицу Коштоянца теперь можно дожидаться из 2-х рядов.
Еще более важный карман для левого поворота с проспекта Вернадского на улицу Лобачевского теперь имеет длину 200 метров вместо 50! Очередь поворачивающих налево теперь не забивает один из двух рядов прямо. Раньше это регулярно происходило из-за малой длины кармана.
Во всех этих мерах нового не так много, три из них я описал в статье Дорожная разметка: 3 метода оптимизации движения. Вся хитрость в их грамотном применении, которое позволило из существующей проезжей части (12,5 метров) выжать максимум.
Реализация
Надо сказать, на быструю реализацию мы и не рассчитывали; после отрисовки обсудили проект с коллегами по ЦОДД и отдали проектировщикам для учета на будущий год. Но тут как раз началась замена асфальта на проспекте Вернадского, и мы решили воспользоваться ситуацией, чтобы улучшить движение уже сейчас – ведь разметку лучше всего наносить по свежему асфальту! Проекты были отправлены на комиссию ДТиРДТИ по согласованию ПОДД, после небольших правок утверждены к исполнению. А затем я лично отвез их в ГБУ «Автомобильные дороги» для нанесения разметки.
В итоге благодаря слаженным действиям участников процесса, на одном из сложнейших узлов оптимизация движения заняла всего 2 месяца от идеи до реализации.
Конечно, новая схема организации движения еще не всем привычна потребует "раскатки". Например, пока некоторые водители используют «разворотную» полосу для проезда прямо. Побороть это можно желтыми водоналивными блоками на углах островком безопасности.
Также в наших планах отрегулировать светофоры на перекрестке с улицей Лобачевского: скоро утром и днем тут появится «веерная» фаза, в которой поток со стороны МКАД сможет ехать сразу в 3-х направлениях – прямо, налево и направо, за счет небольшого уменьшения фазы «в область».
Впрочем, комплексный результат уже сейчас превзошел ожидания. В районе метро Юго-западная не просто стало меньше заторов, но и больше порядка на выделенной полосе. Таксисты и маршрутки теперь нарушают гораздо реже меньше: если в 7-метровой выделенке они постоянно торчали в 2 ряда, под углом и вообще наперекосяк, полоса нормальной шириной 3,5 метра дисциплинирует: встать в ней значит перекрыть ее, а это психологически некомфортно. Разумная организация движения сама приучает водителя к соблюдению плавил дорожного движения, тем самым повышая безопасность и пропускную способность
Надеюсь, нам удалось сделать немного лучше жизнь и автомобилистов, и пассажиров. Всем удачи на дорогах, будьте внимательны, осторожны и взаимно вежливы, и расскажите об изменениях знакомым.
Статья подготовлена при участии Григория Пескова, автора проекта.
Авторскую версию статьи можно почитать в ЖЖ Андрея Мухортикова.